Основная информация
Тосёдайдзи - один из древнейших и красивейших буддийских храмовых ансамблей. Расположен в городе Нара. Его основание связано с именем китайского буддийского монаха Чиенчена. Кстати, Тосёдайдзи можно перевести как Храм приглашенного китайца.
Если Кофукудзи - сокровищница буддийской скульптуры, а Гангодзи - «кладовая народного буддизма», как часто называют этот храм, то Тосёдайдзи известен тем, что в его пределах сохранилось, пожалуй, наибольшее число строений Нарской эпохи.
Храмовый ансамбль, в который входят постройки VIII в. - кондо (главный зал) и кодо (зал проповедей), удачно вписан в окружающий сельский пейзаж, словно специально созданный для того, чтобы служить ему естественным фоном.
К кондо ведет обсаженная деревьями аллея. Это одноэтажное продолговатое здание, и первое, что бросается в глаза, - большая черепичная крыша с глубокими стрехами, образующая мощную массивную горизонталь. Но ее мягкие контуры вовсе не производят впечатления чего-то давящего, наоборот, кажется, что крыша парит, невесомая, над зданием.
Может быть, этот эффект достигается тем, что архитектор установил на продольном фасаде здания колоннаду, повторяющиеся вертикали которой уравновешивают горизонталь как крыши, так и каменной платформы, на которой стоит постройка. Завершающие мачту конька сиби - украшения в виде хвостов рыб или, как считают некоторые специалисты, драконов - придают контуру крыши дополнительную элегантность.
По всей вероятности, сиби имели не только декоративное, но и прикладное назначение: рыбы, как и драконы, символизировали воду, дождь и, следовательно, могли спасти от пожара.
Сама по себе постройка чрезвычайно проста, очень похожа на храмовые здания предыдущей эпохи, возможно, с той только разницей, что система консолей и балок, поддерживающих большой вынос крыши, отличается несколько большей сложностью. Коричневое дерево колонн, белая штукатурка стен и серая черепица крыши создают гармоничное целое с окружающей кондо зеленью.
Кодо в Тосёдайдзи - самое старое здание этого типа в Японии. Полагают, что раньше это была одна из построек в дворцовом квартале и ее перенесли на нынешнее место после того, как храм уже был построен. Его архитектура очень похожа на кондо, за исключением того, что это здание более продолговатой формы и у него отсутствует колоннада. Оно предельно функционально, в нем нет ничего лишнего, выглядит очень просто даже на фоне достаточно простых форм кондо.
Задняя часть храма закрыта - она предназначена для тайных ритуалов. Три важнейшие фигуры - небесный Будда Вайрочана в центре и по бокам от него тысячерукий Авалокитешвара и исцеляющий Будда Бхайшагджьягуру - обращены спиной к заднему краю платформы, перед ними располагаются меньшие по размеру изваяния воинов и других божеств. Одиннадцатиликая ипостась бодхисаттвы Авалокитешвары заняла чрезвычайно важное место в эзотерических обрядах, так как многочисленность ее рук и голов отлично соответствовала мистическим и тайным ритуалам тантрических практик. Центральная фигура - сильный, неприступный Будда Вайрочана - сдержанно суров и отчужден от манящих небес «западного рая» Будды Амитамбхи. Несмотря на то, что фигура выполнена в технике сухого лака, по всей видимости, это изображение очень близко оригиналу - колоссальной бронзовой статуе Вайрочаны из храма Тодайдзи, в которой воплотилась вся решимость императорской власти сделать Японию главной страной буддийского мира.