Основная информация
Храм Рёандзи был построен в 1450 году. Являлся прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.
Название Рёандзи состоит из трех иероглифов. Первый означает «дракон», второй - «спокойствие», третий - «храм». Первые два слова служат определением к третьему.
Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма.
Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз - другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого.
Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.
Группа ученых из Университета Киото под руководством Герта Ван-Тондера заявила о своей разгадке мистической природы сада камней Рёандзи. Они провели компьютерный топографический анализ этого, одного из наиболее известных дзэн-буддистских садов, и обнаружили, что расположение камней, казавшееся совершенно беспорядочным, на самом деле формирует невидимый глазу рисунок древесной кроны. Если смотреть на камни из храмового павильона - с того самого места, где традиция предписывала созерцать сад, то в промежутках между группами камней выстроится четко распознаваемое человеческим подсознанием бифуркационное дерево. Сознание же, привыкшее оперировать не паузами, а объектами, будет сосредоточено на самих камнях. В результате возникнет завораживающий диссонанс между двумя координатными системами.
Сад камней на территории храма Рёандзи считается одним из величайших шедевров японской культуры. В декабре 1994 года храм Рёандзи был объявлен памятником всемирной культуры, охраняемым ЮНЕСКО - в первую очередь, благодаря своему саду.