Основная информация
Асакуса – один из районов в Токио. Здесь шумно, многолюдно и празднично, несмотря на то, какой на календаре день. Знаменит своими торговыми аркадами, кинотеатрами, ночными клубами, но центром района, безусловно, является старейший в Токио буддийский храм Сэнсо-дзи.
Сенсо-дзи (Sensoji), также известный под именем Asakusa Kannon Temple, это старейший буддийский храм японской столицы. Когда-то он принадлежал буддийской секте Тендай (Tendai), однако после Второй мировой войны обрел полную независимость. Это один из самых любимых и посещаемых токийцами храмов. Здесь многолюдно всегда, однако паломничество, которое испытывает Сенсо-дзи в первые посленовогодние дни, не поддается описанию.
История храма насчитывает 1400 лет. Легенда гласит, что в 628 году два брата-рыбака Хаманари и Такенари Хиконума (Hinokuma Hamanari и Hinokuma Takenari) удили рыбу в реке Сумида, и выловили они позолоченную статуэтку богини милосердия Каннон. Не зная, что с ней делать, они швырнули фигурку обратно в реку, но та возвратилась к ним опять. Несколько раз пытались братья освободиться от навязчивой Каннон, а она упорно приходила к ним снова и снова.
Братья принесли свой «улов» старосте деревни Hajino Nakamoto. Староста понял, что фигурка послана жителям этой бедной деревеньки неспроста, и тогда он пожертвовал свой собственный дом, превратив его в небольшой буддийский храм, чтобы жители деревни имели возможность возносить молитвы милосердной Каннон. Много веков прошло, прежде чем никому не известная деревушка стала одним из самых процветающих районов. Деньги хлынули сюда рекой после того, как сёгун Токугава Иэясу (Tokugawa Ieyasu) сделал Эдо столицей своего правления. Богатые купцы, следующие в Эдо, останавливались здесь на отдых перед последним этапом своего путешествия. Рыбацкая деревня превратилась в увеселительный район Асакуса: в чайных домиках обслуживали клиентов гейши, в театрах Кабуки и просто на уличных подмостках выступали артисты, соседство с великим храмом не смущало владельцев публичных домов и питейных заведений.
В 1649 году третий сёгун династии, Токугава Иэмицу (Tokugawa Iemitsu), повелел возвести рядом с Сенсо-дзи синтоистское святилище (шрайн). Этот новый храм назвали Сандзя (Sanja). Три синтоистских божества проживают в этом святилище: это те самые братья-рыбаки и староста деревни, приютивший когда-то фигурку Каннон. Храм избежал пожаров, его не тронули бомбежки 1945 года, и сейчас он предстает перед нами в том виде, как его построили 360 лет назад. Говорят, что главный настоятель этого синтоистского храма является прямым потомком братьев Хиконума.
Фестиваль этого шрайна Сандзя Мацури (Sanja Matsuri) собирает тысячи и тысячи гостей, и является одним из самых красочных и значительных токийских фестивалей.
Путь к храму Сенсо-дзи проходит под красочно декорированными воротами Каминари-мон. Туристы любят фотографироваться под огромным красным фонарем, висящим в проеме ворот. Этот фонарь стал уже как бы визитной карточкой храма и всего района Асакуса. Огромный фонарь (4 м в высоту, 3.4 м в диаметре) весит 670 кг. Он был подарен храму президентом компании Matsushita Electronics Company после того как боги храма Сенсо-дзи вылечили его от боли в колене, происхождение которой не мог определить ни один врач.
Ворота охраняются двумя грозными божествами, один из которых (справа) повелевает ветром, а другой (слева) - громом. У этих ворот люди молятся о хорошей погоде и обильном урожае по крайней мере последние тысячу лет. За время своего существования это замечательное строение неоднократно сгорало в огне пожарищ и восстанавливалось снова. В 1865 году ворота были снова уничтожены пламенем огромного пожара, бушевавшего в Эдо, и долгое время на этом месте ничего не было. Японцы мрачно шутили по этому поводу: «Только имя, и ничего материального». Каминари-мон были восстановлены только через сто лет - в 1960 году. На воротах золотыми буквами написано название горы «Kinryuzan», на которой находится храм Асакуса.
Сразу из ворот Грома вы попадаете на оживленную сувенирную улицу Накамисэ-дори. По ней, среди бесчисленных лотков с японскими сувенирами и сладостями, проходят к храму. Хотя сувениры, продающиеся в сотнях магазинов, выглядят вполне современно, история этой 300-метровой улочки началась около 400 лет назад, когда жители района были вынуждены подчиниться приказу сёгуната очистить прилегающие к храму улицы, заставленные стихийными лотками с немудреными товарами, однако получили привилегию открывать свои магазинчики на этой улице. После массированных бомбардировок 1945 года улица была восстановлена, и сейчас является одним из самых популярных мест покупки сувениров.
Накамисэ-дори заканчивается у громадных ворот, которые называются Hozomon (Ворота-Сокровищница). Действительно, на втором этаже этого грандиозного сооружения хранятся ценности храма, объявленные Важным культурным достоянием страны. И сами ценности, и храм сторожат огромные дэвы, стоящие в воротах. На стенах Hozomon висят грандиозного размера сандалии. Эти сандалии должны наводить на мысль, что если стражи имеют такие громадные ступни, лучше пройти мимо, чем замышлять дурные действия.
Перед главным залом Сенсо-дзи народ задерживается у курильницы с благовониями. Люди толпятся, стараясь привлечь как можно больше дыма в свою сторону. Дымом «обмазываются» с головы до ног, особо тщательно «втирая» его в больные места.
Внушительный Главный зал (Hon-do) был восстановлен в 1958 году после бомбежек Второй мировой войны. Он является копией здания, которое было построено в 1649 году по приказу Токугава Иэмитсу для проведения ритуальных служб памяти его именитого деда - Токугава Иэясу. Говорят, в храм Асакуса Каннон приходил Иэясу испросить благоволения богов перед решающей битвой при Секигахара (Sekigahara), принесшей ему победу и власть, и изменившей ход движения всей страны на многие десятилетия.
Позднее, когда семейный храм Токугава был перенесен в Kaneiji Temple в Уэно, Сенсо-дзи стал любимым местом, куда приходят помолиться простые жители.
Три огромных фонаря главного здания были подарены гейшами из различных районов Токио в память о той важной роли, которую играл район Асакуса в период Эдо, являясь основным развлекательным местом города.